Регулирование топливной аппаратуры дизельных двигателей

Регулирование топливной аппаратуры дизельных двигателей

Воспламенение дизельного топлива – гораздо более сложная задача, чем поджигание бензина. Именно этим объясняется тот факт, что жители северных российских регионов предпочитают покупать машины с бензиновыми двигателями – при температуре на улице минус сорок градусов по Цельсию завести дизельный двигатель очень трудно. Хотя дизельные двигатели последнего поколения с идеально отрегулированной топливной системой заводятся даже в таких условиях.

Отличия топливной аппаратуры дизельного мотора

В дизельном двигателе топливо загорается в результате контакта с горячим и обогащенным кислородом воздухом, тогда как в бензиновом оно воспламеняется искрой. Нагревание и обогащение кислородом подаваемого в камеры сгорания воздуха осуществляется за счет его предварительного сжатия при помощи турбины. Для обеспечения условий, необходимых для зажигания топлива в дизельном моторе, важно выполнение следующих требований:

• подача воздуха в камеры сгорания должна осуществляться под определенным давлением;

• подача топлива должна производиться в строго определенный момент и в нужном объеме;

• угол опережения поступающего топлива дожжен быть задан очень точно.

Регулирование топливной аппаратуры дизельных моторов состоит именно в удовлетворении данных требований. Эта процедура осуществляется в двух случаях: после ремонта системы турбонаддува и после замены ремня газораспределительного механизма.

Обеспечить необходимую точность регулирования топливной системы дизельного двигателя можно лишь в условиях автосервисной мастерской с использованием специальной аппаратуры. Выполнять эту процедуру своими силами означает подвергнуть мотор своего авто риску выхода из строя цилиндров, турбины и поршневой группы.

Ситуации, в которых требуется регулирование

Регулирование топливной аппаратуры дизельных моторов требуется при появлении следующих признаков нарушений в ее функционировании:

• проблемы с запуском мотора;

• резкое снижение мощности двигателя;

• неритмичное функционирование мотора;

• перемена цвета выхлопных газов.

Снижение мощности мотора свидетельствует о проблемах с подачей горючего в цилиндры, вследствие чего она не может поддерживаться на требуемом уровне. Данная проблема может быть вызвана разными причинами, в том числе:

• засорением топливного фильтра;

• низким качеством горючего;

• выходом клапанов турбины из строя.

Чтобы поставить точный диагноз, необходимо разобрать мотор и произвести его тщательный осмотр. Если снижение мощности сопровождается ростом объема выхлопных газов, то это, вероятнее всего, говорит о том, что топливо сгорает неполностью. Чаще всего эта проблема вызывается неправильным функционированием турбины: в одних случаях подача ею воздуха в цилиндры осуществляется при недостаточно высоком давлении, в других случаях он подается не в тот момент, когда нужно. Для решения проблемы в одних ситуациях нужно прочистить и отрегулировать турбину, в других – заменить ее элементы и произвести балансировку. Возникновение проблем с запуском мотора также может вызываться разными причинами. Самая распространенная причина – неполадки с форсункой, которая прекращает распылять горючее под нужным углом. В одних случаях это происходит в результате ее физического износа, в других – из-за засорения. Форсунка дизельного двигателя является довольно сложным и точным устройством, которое состоит из нескольких десятков элементов. Даже незначительное нарушение геометрии любого из этих элементов приводит к выходу из строя всего механизма. Независимо от того, нуждается ли форсунка в ремонте или можно ограничиться прочисткой ее сопла, для восстановления нормального функционирования мотора нужно выполнить проверку и, в случае необходимости, отрегулировать всю топливную систему мотора.

Поскольку форсунки дизельных моторов функционируют при высоких температурах и большом давлении, для их изготовления используются сплавы, которые способны на протяжении продолжительного времени выдерживать такие нагрузки. При этом максимально возможные допуски при их изготовлении составляют несколько микрон. По этой причине заменять элементы форсунки можно только на точно такие же, выпущенные тем же производителем.

Все вышеперечисленные симптомы могут вызываться и совсем несерьезной причиной – незначительным повреждением топливной магистрали с последующим попаданием воздуха в нее. Несмотря на несерьезность этой причины, распознать ее и обнаружить поврежденное место нелегко. Сам дефект или нарушение герметичности соединений деталей топливной магистрали могут иметь столь малые размеры, что топливо просачиваться не будет, а вот воздух – легко. Если место повреждения топливной магистрали при визуальном обследовании обнаружить не удается, то для нахождения места проникновения воздуха в топливную систему мотора потребуется внимательно обследовать с использованием специальной аппаратуры весь путь, который топливо проходит от бака до цилиндров. Таким образом, нарушения в функционировании топливной аппаратуры дизельных моторов носят самый разнообразный характер и вызываются множеством различных причин. Причем разные поломки мотора могут сопровождаться одинаковыми симптомами. По этой причине для установления причины неисправности двигателя понадобится проведение полной диагностики топливной системы мотора, а после ее выявления и завершения ремонта двигателя – регулирование топливной аппаратуры.